C 1 по 3 ноября 2019 года в пос. Листвянка проходила региональная олимпиада по байкаловедению «Байкал – жемчужина планеты». Олимпиада проводилась ГАУДО Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей», ФГБНУ «Байкальский музей Иркутского научного центра».
Олимпиада «Байкал – жемчужина планеты» проводилась в два этапа. Первый, отборочный этап, проходил дистанционно в апреле 2019 года, в нем приняло участие около 300 ребят. По итогам отборочного тура на региональный этап олимпиады было приглашено около 40 обучающихся с 12 территорий Иркутской области, в том числе обучающиеся детского объединения «Лесничество» Станции юных натуралистов Валерия Кудакаева, ученица 9 класса, и Светлана Грязнова, ученица 8 класса. Подготовка к олимпиаде заняла у учащихся несколько месяцев: был изучен учебник по байкаловедению, решались тесты и готовились ответы на вопросы.
Программа олимпиады была насыщенной и разнообразной. Открытие состоялось в детском технопарке «Кванториум Байкал», где ребятам, их педагогам представилась возможность познакомиться с оборудованием, направлениями работы этого нового детского исследовательского центра и посетить наноквантум, геоквантум, энерджиквантум, биоквантум, IT - квантум. Методами генерации идей для инженерных проектов и как сделать классный проект с участниками олимпиады поделился Дульский Е.Ю., к.т.н., доцент, педагог-наставник VR/AP – квантума детского технопарка «Кванториум Байкал». Кузеванова Е.Н., руководитель экологического образовательного центра ФГБНУ «Байкальский музей Иркутского научного центра», рассказала об экологических проблемах Байкала и предложила ребятам создать проекты по теме «Листвянка – экоплан развития». Прибыв в Листвянку и разместившись в детском туристическом центре, ребята сразу приступили к разработке проектов. Работа кипела до позднего часа. Известно, что количество желающих посетить туристический центр Южного Байкала увеличивается с каждым годом, это приводит к большому количеству проблем. Листвянка страдает от большого количества автотранспорта, незаконных застроек туристических баз, свалок мусора.
Второй день на Байкале начался с экскурсии по Байкальскому музею. Озеро Байкал – самое изученное озеро планеты, но оно таит в себе огромное количество и не разгаданных тайн. В Байкальском музее для ребят, педагогов научными сотрудниками были проведены интереснейшие экскурсии. Мы познакомились с уникальными экспонатами музея, узнали много интересного о современных исследованиях Байкала, прошли «погружение» на батискафе на самую большую глубину Байкала. Огромный восторг вызвали аквариумы с обитателями Байкала, всего их в музее 13, а к аквариуму с нерпами возвращались несколько раз!
Второй этап олимпиады состоял из компьютерного теста из 20 вопросов, ответы нужно было дать за 15 минут. По итогам тестирования в финал конкурса вышли ребята, набравшие наибольшее количество баллов, всего 9 человек: по три человека из 8, 9 и 10 классов. Светлана Грязнова, набрав 16 баллов из 20, прошла в следующий этап конкурса. Валерия также очень хорошо прошла компьютерное тестирование: набрала 14 баллов, но в финал ей выйти не удалось.
В финале 9 участникам предлагалось ответить по билетам на три вопроса. Ответы финалистов оценивало жюри в следующем составе: Елена Николаевна Кузеванова, к.б.н., руководитель экологического образовательного центра ФГБНУ Байкальский музей Иркутского научного центра», Маргарита Валентиновна Круглова, заместитель директора по ОМР ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», Виктор Владимирович Галкин, к.э.н., научный сотрудник ФГБНУ «Байкальский музей Иркутского научного центра», Юрий Иванович Мельников, к.б.н., научный сотрудник ФГБНУ «Байкальский музей Иркутского научного центра», Анна Альбертовна Этингова, к.б.н., научный сотрудник ФГБНУ «Байкальский музей Иркутского научного центра».
В итоге по решению жюри было определено три победителя олимпиады «Байкал – жемчужина планеты»: среди 8, 9 и 10 классов. Дипломом победителя олимпиады среди учащихся 8 классов была награждена Светлана Грязнова. Остальные ребята были награждены дипломами призеров и участников олимпиады.
Жюри также были подведены итоги конкурса проектов «Листвянка – экоплан развития». Ребята, выступая в роли «архитекторов», «надзорных органов», «администрации поселка», «СМИ», «активистов», сделали интересные предложения по развитию туризма на Южном Байкале, сохранению первозданности и уникальности озера Байкал, привлечению внимания к проблемам самого глубокого озера планеты. В завершении насыщенной программы олимпиады, ребят ждал творческий батл и дискотека, где ребята приняли участие с большим удовольствием. Слова благодарности педагоги, приехавшие вместе с детьми, выразили сотрудникам «Центра развития дополнительного образования детей», «Байкальского музея Иркутского научного центра» за насыщенную, интересную, познавательную, гостеприимную программу региональной олимпиады. Выезд обучающихся Станции юных натуралистов в такое дальнее и дорогостоящее путешествие стал возможен благодаря программе «Развитие системы образования Бодайбинского района на 2015-2021 годы».
Мы очень рады, что стали победителями региональной олимпиады, но больше всего мы рады, что нам удалось побывать на самом глубоком озере планеты, узнать очень многое о его уникальной природе, посетить исторические и природные достопримечательности, приобрести новых друзей, а это уже повод, чтобы вернуться вновь к берегам священного Байкала….
Ильясова С.И., педагог дополнительного образования
На фото: участники олимпиады «Байкал – жемчужина планеты!»,
экскурсия по кванториуму «Байкал», у камня Черского |